История школы

 

МБОУ ВУСОШ

Введение.

Слово школа — понятие ёмкое, многозначительное, святое. Оно всегда тесно связано с человеком, с его деятельностью. Можно говорить, что школа есть начало человека.

Верх – Усуглинская средняя школа в прошлом году отметила свое 45-летие. Многое изменилось за это время и в обществе и в сознании людей, но роль и значение школы оставались неизменными – воспитывать самодостаточную личность, готовую жить в окружающем ее социуме. Школа – центр села, вокруг нее закручена вся жизнь. В 1988 году было открыто современное, большое светлое здание, в котором созданы достаточно комфортные условия для учащихся и педагогов. Функционирует и старое здание школы, где находятся комбинированные мастерские, кабинет кулинарии, предметные кабинеты, музей и спортзал. На территории школы также находится приусадебный участок и спортивная площадка.

Коллектив школы стабильный, высокопрофессиональный, сплоченный, творческий, идет в ногу со временем (на данный момент школа является областной экспериментальной площадкой по теме «Создание информационно – коммуникативного пространства школы как фактор повышения качества образования», широко используются ресурсы сети Internet, реализуется программа профильного и предпрофильного обучения), но также сохраняются и традиции: предметные недели и олимпиады, праздник «За честь школы», спортивные праздники, фестивали, смотры художественной самодеятельности, научное общество учащихся, научно – практическая конференция, «День здоровья», празднование юбилея школы, сетевое взаимодействие с учреждениями культуры и другое. Складываются и хорошие новые традиции: поездка выпускников  на бал медалистов в Москву и поездка учеников, активно участвующих в жизни школы, на Кремлевскую елку, участие учеников в музыкальных конкурсах «Роза ветров» и «Музыкальный дождик». деятельность  Республики Юных Забайкальцев, участники которой организуют внеклассную работу школьников среднего и старшего звена, принимают активное участие в районных и краевых мероприятиях, путешествуют по городам России и зарубежья и др., Учителя принимают участие в конкурсах «Учитель года» и «Самый классный классный».

В школе существует развитая  система дополнительного образования: кружковая работа, спортивные секции, музыкальная студия, автошкола, в которой учащиеся могут получить профессию водителя.

Учебный процесс имеет хорошее методическое сопровождение, реализуемое администрацией ВУСОШ.

 

1.Начало дорог.

6 – го февраля 1956 года по Тунгокоченскому Району издан приказ: «В связи с разрешением на открытие Верх – Усуглинской начальной школы и наличием ассигнований на ее содержание назначить заведующей этой школы Куфаеву Раису Назаровну с окладом заработной платы 115 рублей в месяц». Так началась история Верх – Усуглинской средней школы.

image2

 

Тогда не было отдельного здания для школы. Учителям и ребятам приходилось заниматься в разных приспособленных помещениях: в зданиях магазина, конторы ГРП, жилых домов по улицам Геологической и Окябрьской.

Росло село, начался строиться рудник, и  в 1962 году было построено одноэтажное здание. В этом же году школа преобразовалась из начальной в восьмилетнюю. До этого события дети после окончания 4 классов  для продолжения образования  ездили  в соседнее село Усугли на открытой грузовой машине.

image3

В 1964 году школа приобрела статус средней общеобразовательной школы.

Новое двухэтажное здание, в котором школа находится и сейчас, было построено в 1988 году.

image4

Новое здание ВУСОШ.

 

Хочется сказать о тех, кто стоял у истоков нашей школы. В середине пятидесятых годов на территории нашего села работала только геологоразведочная партия. Поскольку были дети школьного возраста, открыли начальную школу. Первыми учителями были Л.А. Придачина, которая работала заведующей до открытия  восьмилетней школы,  В.И.Пронина,  Е.Т. Стукова,  Р.Я. Солямина,  Н.Г. Селина, Т.А. Тюрина.

С 1962 года по 1978 год бессменным руководителем сначала восьмилетней, затем средней Верх – Усуглинской школы была Нина Ивановна Комогорцева, приглашенная из села Тунгокочен, тогда еще районного центра нашего района, где она работала учителем.

С открытием средней школы увеличилось число начальных классов, следовательно, увеличилось количество учителей: А.Ф. Кокорина, П.И. Туркова, Н.П. Горелова, З.И. Болдырева, Л.Н. Кузнецова, Смолянская М.И, Первым завучем школы была В.Н. Смирнова,  затем Т.А. Тюрина.  Ее сменили Г.Н. Хаюзко, Г.Е. Карманова.

Первые предметники – математики: Е.И. Вершинина, Г.Е. Карманова, Г.М. Сиденко, Л.П. Михаэлис. Русский язык и литературу вели В.В. Зиновьева, Г.Т. Блиндяева,  Н.А. Астафьева, историю – Д.Н. Марсагашвили,  Э.В. Ёлшина, Р.С. Зырянова. Физику преподавал  Пронский , затем В.И. Горелов. Первые физруки школы – Ю. Коркунов и В. Рязанов, затем пришли Г.М. Акулов и А.А. Анциферов. Уроки пения вела Э.А. Никитина,  сменила ее Л.Д. Селина. Работали очень дружно, и в труде, и в праздниках были всегда вместе.

А вот воспоминания  о первых годах работы директора школы  Н.И. Комогорцевой:  «Я была как администратор – принимала на работу, беспокоилась об отоплении и так далее. У меня были хорошие помощники – З.П. Чумакова, организатор,  Г.Н. Хаюзко,  завуч, и пионервожатая Л.Д. Селина.  Работали согласованно, дружно, постоянно проводили разные мероприятия. Тесный контакт и взаимопонимание у нас были с руководством рудника. Хотя директора его часто менялись, но все они очень внимательно относились к нуждам школы, всегда шли навстречу».

Долгие годы организатором внеклассной работы  проработала  Зоя Петровна Чумакова. Она вместе с пионервожатой Людмилой Дмитриевной Селиной была организатором и зачинателем многих интересных дел и добрых традиций. Школьная жизнь была насыщена различными пионерскими сборами, спортивными соревнованиями, конкурсами художественной самодеятельности, «Зарницами», в которых участвовали иногда ребята из других школ.

 

 

image5 

 

Руководители школы.

За все время своего существования школу в разные годы возглавляли

Раиса Назаровна Куфаева    (1956 -1957) ;

Любовь Антоновна Придачина  (1957 – 1962);

Нина Ивановна Комогорцева   (1962 – 1977);

Галина Николаевна Хаюзко  (1978 – 1986);

Владимир Ильич Горелов (1987 – 1989);

Людмила Васильевна Аксенова  (1989 – 1990);

Виктор Алексеевич Вербовик (1991 – 1994);

с 1995 года  – Наталья Владимировна Пешкова,

которые  внесли значительный вклад в ее развитие.

 

Вы – наша гордость!

За многолетний добросовестный труд многим учителям нашей школы присвоены различные звания и вручены нагрудные знаки и почетные грамоты.

Звание «Отличник народного просвещения» присвоены Людмиле Николаевне Кузнецовой, Людмиле Васильевне Львовой, Эмме Валентиновне Елшиной, Татьяне Леонидовне Вербовик, Людмиле Ивановне Базылевой, Любови Антоновне Придачиной, Галине Евгеньевне Кармановой, Нине Павловне Гореловой, Галине Иннокентьевне Анциферовой, Галине Александровне Агафоновой, Екатерине Алексеевне Казаковой.

Награждены нагрудным знаком «Почетный работник общего образования» Лилия Гордеевна Лагунова, Татьяна Ивановна Уцина, Наталья Владимировна Пешкова.

Э.В. Елшина награждена медалью «За трудовую доблесть», Т.Л. Вербовик имеет нагрудный знак «Заслуженный работник образования Читинской области», Н.В. Золотова награждена грамотой Министерства просвещения.

За 45 лет существования ВУСОШ путевку в жизнь получили более 2200 учащихся. Гордостью школы мы называем выпускников – медалистов. Золотую медаль в 2004 году получила Мальцева Софья.

Четверо выпускников 1987 года получили серебряную медаль: Ирина Юнель, Евгения Кияшева, Татьяна Кривоногих и Татьяна Селина. Также серебряные медали получили:

в 1992 году – Ирина Вербовик,

в 1997 – Евгения Горчукова,

в 1998 – Александра Елистратова, Екатерина Ананенко,

Наталья Эпова,

в 1999 – Галина Ланцева,

в 2001 – Елена Пешкова, Марина Антипьева,

в 2003 – Галина Ланцева,

в 2004 – Елена Пещерова, Марина Якушевская,

в 2005 – Татьяна Евтушенко,

в 2008 – Татьяна Рыбакова,

в 2009 – Анастасия Белова, Татьяна Каргина.

Многие выпускники нашей школы вернулись в ее стены, но уже в качестве учителей. Это Пешкова Н.В, Якушевская Е.Н., Стрельцова А.Ю., Ирдынеев Д.С., Голобокова И.П., Степанова Н.С., Кириллова И.И., Андреева О.С., Строгонова Л.А, Ланцева Т.А, Артюкова Е.В., Москвина Т.Д., Селина Н.А., Бугаев Р.А., Лагунов С.В., Филатов А.В., Пешков А.С, Бородина Н.С, Евтушенко М.В., Ташлыкова Т.С., Гаврилова З.И., Мирошникова О.М.

 

 

 

Темы школы.

В разные годы школа работала над следующими темами:

Год Тема работы школы
1982-1983 Претворение в жизнь Постановления ЦК КПСС «Об улучшении идеологической и политико-воспитательной работы»
1983-1987 Формирование у учащихся общих учебных умений и навыков
1987-1991 Интенсификация процесса обучения через нестандартные методы обучения и внедрение педагогики сотрудничества
1992-1997 Дифференцированный подход к обучению учащихся, развивающее обучение – основа формирования творческой личности
1998-2002 Формирование целостного восприятия мира через межпредметные связи и интегрирование
2002-2005 Создание здоровьесберегающей среды
2005-2008 Личностно – ориентированный подход в обучении
2008-2009 Создание информационно — коммуникативного пространства школы как условие реализации личностно – ориентированного подхода в обучении
2009-2010 Создание благоприятных условий для успешной самореализации и социализации учащихся

image6

Коллектив ВУСОШ в 1990 году.

Значимые события и достижения нашей школы.

  1. В 1962 году в школе была организована дружина имени Ю.А. Гагарина. За время ее существования(28 лет) было проведено много интересных, полезных мероприятий, направленных на воспитание самых высоких качеств человека. Пионерами ВУСОШ было проделано немало добрых дел. Традиционными были мероприятия «Зеленая аптека», «Живи книга», «Пионерстрой», «Тимуровец» и др. Регулярно проводились «Зарницы», КВН-ы, турслеты, костры, пионерские сборы различной направленности. Первой пионервожатой была Л.Д. Селина. После нее дружиной руководили старшие пионервожатые: Г.А. Антонова, Н.К. Канина, Л.Г. Васильева. Благодаря их выдумке, фантазии дружина жила интересной, насыщенной жизнью. Комсомольскую организацию в то время курировали заместители директора: З.П. Чумакова, Л.И. Базылева, Т.В. Куржумова.
  2. В советское время существовал лагерь труда и отдыха на базе совхоза Усуглинский». О его роли в становлении личности ребят хочется сказать словами бывшего директора совхоза В.И. Волошина: «Труд ваш на полях совхоза в сочетании с увлекательным и здоровым отдыхом — отличная школа нравственной и физической закалки, практического применения и закрепления полученных знаний». Ребята десятых классов работали на тракторах, принимали участие в заготовке сена, выращивали картофель, капусту, морковь, редис. В конце сезона ребята награждались грамотами, ценными подарками, принимали поздравления своих наставников за добросовестный труд. Вместе с ребятами работали и учителя: Затирко М.М., Анциферов А.А., Пронин А.А., Арефьев О.Г., Вербовик В.А., Елшина Э.В., Лагунова Л.Г., Уцина Т.И. и др.
  3. В школе более десяти лет работает научное общество учащихся «Эрудит». Члены НОУ принимают участие в школьной и районной научно-практических конференциях «Шаг в науку» и «Музей и дети» и всегда занимают призовые места. Следует отметить, что с 2007 года в конференции «Шаг в науку» успешно принимают участие учащиеся начальных классов.
  4. Праздник «За честь школы» — многолетняя традиция. На нем чествуют тех, кто является гордостью нашей школы: отличников и хорошистов, спортсменов и активистов, художников и артистов. К празднику готовятся весь год. В этот день можно увидеть красиво оформленные выставки швейных изделий, поделок из различного материала, портфолио и др. Также вниманию зрителей представляется концерт. Ребята могут посетить в столовую, где для них приготовлен праздничный обед.
  5. В конце 90-х годов в школе начал создаваться краеведческий музей. У истоков его деятельности стояли заместитель директора по воспитательной работе Кривоногих Т.Г., учителя истории Л.А.Строгонова и Э.В.Ёлшина. С энтузиазмом и знанием дела продолжил эту работу учитель истории И.Г. Пономарев. В настоящее время музей возглавляет учитель химии Т.И.Уцина, которая вот уже 5 лет, отдавая всё своё время, по крупицам собирает и систематизирует ценные материалы истории нашего района, работает увлечённо и творчески. Музей награжден областной грамотой за патриотическое воспитание молодежи. В 2009 году был выигран гранд на создание «Книги памяти» об участниках ВОВ. В настоящее время работа над ней завершается. Регулярно руководителем музея проводятся экскурсии, ведется большая исследовательская и поисковая работа, документируются текущие исторические события и др.
  6. Музыкальная студия ВУСОШ – гордость школы. Ребята под руководством учителя музыки Н.С. Степановой участвовали в конкурсе «Роза ветров». Лауреатами конкурса в городе Байкальске стали Ю. Симухина и В. Андреев; в городе Сочи К. Кузьмина и С. Кузьмина. По приглашению организаторов конкурса Александра Кузьмина вместе с руководителем были приглашены в Италию в город Ферьерри.

image7

Н.С.Степанова и А.Кузьмина

 

 

  1. На современном этапе ВУСОШ реализует различные программы, направленные на создание благоприятных условий для успешной самореализации и социализации учащихся. Основная задача — дать качественное образование каждому ребенку в соответствии с его потребностями и индивидуальными особенностями.

В связи с запросами времени происходят изменения в содержании образования, внедряются новые технологии обучения. Для этого на базе школы реализуется программа профильного обучения, существует развитая система предпрофильного обучения (элективные курсы), в учебный процесс внедряются новые образовательные стандарты, в начальной школе реализуется УМК «Гармония», на уроках применяются личностно-ориентированных, информационно-коммуникационных, проектных технологий.

Особое внимание уделяется работе с детьми с ОВЗ. Изучаются их индивидуальные особенности, на основе этих данных разрабатываются и реализуются программы обучения.

Одной из главных задач, стоящих перед школой, является сохранение и укрепление здоровья учащихся. Для этого создаются базы данных  о состоянии здоровья обучающихся, совершенствуется медико-психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса (диагностика интеллектуальной, эмоционально-волевой сферы учащихся, разработка рекомендаций, оказание помощи для осознанного профессионального самоопределения), реализуется программа «Здоровье», проводятся мероприятия по пропаганде ЗОЖ, регулярно проводятся дни здоровья и спортивные праздники.

Воспитательная система школы реализует свою деятельность по следующим направлениям:

  1. Воспитание патриота и гражданина через

разработку и внедрение программы «Я – гражданин России!», формирование гражданско – патриотической позиции посредством учебных предметов, проведение мероприятий, посвященных Дню защитников Отечества, Дню Победы, а также истории родного края, реализацию программы «Истоки».

  1. Развитие ученического самоуправления.

Имеется нормативно-правовая документация: — положение «О самоуправлении в школе», проект программы развития детского движения («Орион», РЮЗ), программа «Солнечная страна». Совершенствуется коллективно-организаторской деятельности ученического актива через традиционные дела:

  • День самоуправления
  • Новогодний праздник
  • Посвящение в первоклассники, пятиклассники
  • Праздник осени
  • День знаний
  • Последний звонок
  • За честь школы
  1. Организация обмена опытом с ученическим активом других школ
  2. Повышение профессионального мастерства классных руководителей.

 

 

 

 

image8